Аналитический центр при правительстве РФ и Минтрас РФ подготовил критерии для разделения компаний, которые еще не планируют осуществлять ликвидацию предприятия, на три категории. В связи с этим те организации, которые имеют много кредитов, будут находиться под вниманием регулятора, кроме того, на их полеты могут наложить ограничения.
Данный проект должен стать профилактическими мерами ситуации, которые коснулись «ВИМ-Авиа» и ее пассажиров.
Теперь будет учитываться отношение чистого долга авиаперевозчика к операционной прибыли до амортизации. В расчет примутся ликвидные активы и их соответствие краткосрочной кредиторской задолженности. Все это будет учитываться при определении отношения компании к одной из категорий. Всего их будет три: приемлемый, средний и высокий.
На данный момент профильным специалистам предстоит изучить данное предложение, после чего в Минтранс будут направлены предложения. Но уже сейчас многие ожидают, что подобный подход может изменить ситуацию на рынке воздушных перевозок.
Например, вполне возможно, что на рынке останется лишь ряд крупнейших компаний. Дело в том, что региональные перевозчики и компании, у которых имеется 1 — 2 десятка магистральных самолетов, вряд ли смогут пройти оценку по предложенной методике. Ведь чаще всего у них имеются большие кредитные портфели. Правда, сейчас компании не обязаны раскрывать остатки на своих счетах, но ведь все может измениться. В любом случае окончательное решение будет за Минтрансом после того, как пройдут публичные обсуждения.
Также много тех, кто считает, что не стоит ограничивать перевозчиков, которые и без того находятся в сложной финансовой ситуации, тем более что это не решит проблему застрявших пассажиров, которые в связи с этим не смогут вылететь к месту назначения.
Так что остановка полетов — это, по сути, преднамеренное банкротство компании. Другое дело — что лучше бы разработать механизмы, которые позволили бы устранить негативные социальные последствия дефолта по обязательствам. Например, здесь нужен механизм вывоза пассажиров. Это может быть либо система страхования, либо отдельная графа в бюджете государства.