Счетная палата предлагает усилить контроль за различными подозрительными банкротствами. Так, например, она настаивает на проверке крупных должников на предмет преднамеренных или фиктивных банкротов. Связано это с тем, что ежегодно со счетов таких компаний, которые прошли процедуру ликвидации предприятия по причине банкротства, списывается сотни миллиардов рублей.
ФНС готовы взять на себя новые обязанности, но напоминают, что все эти меры потребуют дополнительного финансирования. А вот сами арбитражные управляющие, которые занимаются вынесением заключений по банкротству, считают, что все это излишние меры.
В Минфин было направлено письмо, в котором указывалось, что на данный момент признаки фиктивного банкротство выявляются неэффективно и данной проблемой надо заняться вплотную, поручив ее ФНС. Чаще всего фиктивные банкротства касаются должников первой группы, к которым относятся стратегические предприятия, АО с долей госучастия свыше 25%, унитарные предприятия, а также те должники, чья задолженность перед РФ свыше 300 млн рублей.
Минфин, выслушав подобные соображения, переадресовал письмо в Минэкономики, чтобы там уже разработали поправки о наделении ФНС дополнительными полномочиями, тем более сама Федеральная налоговая служба согласна взять на себя такую работу.
За 2015 год было направлено 661 материал для возбуждения уголовных дел по статье о преднамеренном банкротстве. В результате возбуждено было 105 дел, а обвинительные приговоры были вынесены в 26 случаях, что представляет собой менее 5% от всех дел подобного рода. Получается, что либо арбитражные управляющие работают некачественно, либо они намеренно скрывают признаки злоупотреблений.
Сейчас, к сожалению, нет органа, который смог бы оценивать достоверность и обоснованность заключения управляющих. Поэтому и нужна налоговой службе подобная компетенция.
Минэкономики все же согласно с подобным, но сейчас все упирается в финансирование. Если оно будет найдено, то тогда и будут подготовлены новые поправки о новых полномочиях ФНС.