Вопрос о гибкости занятости женщин в первые годы после рождения ребенка обсуждали в Минфине и Минэкономики. Планируется, что в октябре свои наблюдения по этому вопросу предоставит и Минтруд.
Вполне возможно, что новые меры позволят сделать значимый шаг в социальной политике. Причем речь пойдет не только о заработках, но и о поддержке карьеры женщины и ее квалификации. Ведь пока женщина сидит с ребенком, она теряет и то, и другое, что негативно сказывается на экономике.
Так что на повестке дня стоит вопрос о частичной занятости молодых мам. Причем речь идет и о дистанционной занятости, в том числе в компаниях, которые могут заниматься перерегистрацией юридического лица. Так что сейчас актуальны вопросы о развитии инфраструктуры по поддержке работающих женщин с маленькими детьми.
Однако сейчас многое пока невозможно сделать, так как регулирование госслужбы не предполагает дистанционной или неполной занятости для женщин. Пока программа по повышению производительности труда в экономике не сформирована, но есть надежда, что все это удастся решить в течение осени текущего года.
Минтруд пока только приступил к работе, так как только в начале сентября получил задание разработать меры по поддержке матерей с малолетними детьми. Но скорее всего упор будет делаться как раз на создание законодательных гарантий дистанционной или частичной занятости женщин во время декретного отпуска или в период после рождения ребенка.
Сейчас же женщина может уйти в отпуск по уходу за ребенком с сохранением трудового стажа и рабочего места. Конечно, в законодательстве оговариваются возможности мамы работать неполный рабочий день или дистанционно, но все это не обязывает работодателя дать ей такую возможность. Так же женщина имеет право получать через Фонд социального страхования пособие в диапазоне 3 — 21 тыс. в месяц в зависимости от ее предыдущего заработка вплоть до того момента, когда ребенку исполнится полтора года. Однако полная отвлеченность мам от трудового процента в период отпуска по уходу за ребенком лишает их возможности получать трудовое вознаграждение, которое может составлять около 40% от заработка.
Гарантии дистанционной и частичной занятости важны для семей с низким доходом, а также для женщин, которые ориентированы и после родов заниматься карьерой. А между тем, потеря женщин квалификации порождает проблемы с их дальнейшей карьерой.