В соответствии с указанием Центробанка России страховщики в случае расторжения страхователя договора об ОСАГО имеют право удерживать 23% от страховой премии. По этому вопросу в надзорное ведомство обратился зампред Общественного совета при НУ МВД по Москве. Виктор Травин считает, что такие указания противоречат российскому законодательству, поэтому они должны быть отменены. Эксперты не против подобного хода событий.
Центральный банк в связи с дефицитом ОСАГО в регионах решил справиться с данной проблемой. Регионам поручили проработать пути решения. В случае, если они не будут найдены, ЦБ пригрозил отзывом лицензии на ОСАГО. Так что теперь обсуждается возможность создания в регионах, где наблюдается дефицит по ОСАГО, единого агента по продаже полисов.
В соответствии с правилами, действие договора прекращается, если собственник автомобиля умер, если автомобиль не подлежит восстановлению, если он сменил владельца или страховая компания подверглась процедуре ликвидации фирмы.
В этих случаях страховщик может претендовать на часть страховой премии, которая пропорциональна времени, оставшемуся до окончания договора.
Так, например, если автовладелец оплатил страховку на 10 тысяч, а в середине года продает автомобиль, то он, конечно же, планирует на возврат 5 тысяч. Однако в соответствии с правилами из этой суммы страховщик высчитает 23%. Сначала такие правила были лишь в методических указаниях РСА, но потом их включили в список указаний от Центробанка РФ. Правда, находились принципиальные автовладельцы, которые обращались в суды и, как правило, выигрывали дело, возвращая себе это высчитанные проценты. Однако около половины этих выплат собственникам автомобиля приходится платить автоюристам. Так, за 2015 год вознаграждение их составило 8 млрд рублей.
Страховщики также указывают на возросшие аппетиты юристов. В результате чего компании вынуждены были повысить тарифы на 50% на каско. Подобным повышением заинтересовался ЦБ, который решил проверить обоснованность роста цен.
Многие суды долгое время вставали на защиту автовладельцев и называли удержание премий «обманом потребителя». Однако после того, как данный вопрос стал курировать ЦБ, ситуация изменилась. Решения стали выносить не в пользу потребителей. Хотя здесь становится непонятно: чем одна инструкция отличается от другой, тем более что в законе все это не прописано.
Если раньше размер премии страховщиков составлял 5 — 6 тысяч, то после того, как цены на ОСАГО выросли вдовое, суммы оказались значительными. Президент Ассоциации защиты страхователей отмечает, что само по себе удержание не противоречит законам, если расторжение договора произошло по инициативе потребителя. Другое дело, что 23% — слишком завышенная планка и достаточно ограничиться 10 — 15%.