Процедура маркирования добралась до обуви. Теперь ее будут маркировать двухмерным матричным штрих-кодом. Причем Минпромторг рассматривает два варианта идентификации такого товара: с помощью метки Data Matrix и QR-кодов. Несмотря на то, что Минпромторг уверяет, что это никаким образом не повлияет на рост цен на данную продукцию, однако эксперты в этом не уверены и предупреждают: на начальных этапах введения маркировки повышение все же возможно, так как компании, которые имеют регистрацию ООО или ИП, все же понесли некоторые издержки.
Добровольный эксперимент по маркировке планируют запустить в 2018 году. Уже ранее подобной процедуре подверглись меховые изделия. Данная мера позволила сократить число контрафактной продукции. Кроме того, повысились официальные продажи меховых изделий, а из тени вышли 20% предпринимателей, что позволило так же увеличить поступления в бюджет.
Маркировка обуви, по замыслу, должна также избавить рынок от нелегальной продукции. Параллельно она позволит поддержать отечественных производителей и законопослушных участников рынка. При отсутствии маркировки обувь будет изыматься из торговли. А между тем пока в легкой промышленности 35% — это как раз доля незаконного оборота.
Минпромторг указывает, что большинство участников рынка уже использует разные формы маркировки, чтобы учитывать товар на складах, для логистики или иных операциях.
Предложенные метки в виде QR-кода и Data Matrix являются самыми дешевыми, в то время как RFID-метка, которая используется для маркировки меховых изделий, — самая дорогая. Однако это объясняется тем, что меховые изделия и без того имеют высокую стоимость. Но к категории таких товаров не относится обувь. Поэтому магазинам, где данная обувь реализуется, не придется закупать особые считывающие устройства. Считать метку может и обычный телефон с установленным на нем приложением. Сама метка будет располагаться на коробке.
Однако экспертов беспокоит то, что не у всех компаний есть приборы, которые наносят эти метки. А это значит, что им придется закупать оборудование, стоимость которого заложат в стоимость обуви.