Несмотря на то, что Минкомсвязи согласно на нулевое НДС для СМИ, однако сами представители медиаотрасли выражают опасения, что такая идея выстоит в кризис.
Еще в 2002 году для российской периодики ввели льготную 10% ставку НДС. Данные послабления не коснулись лишь рекламных и эротических изданий, которым приходится платить стандартную ставку в 15%, в том числе и от доходов от рекламы. Сейчас, когда иностранцы не могут полностью владеть СМИ, такой вариант с нулевым НДС был бы неплох. И ведомство готово поддержать подобную идею.
Еще зимой прошлого года было выдвинуто предложение поддержать отрасль в период кризиса, вернув ей право на рекламу табака и алкоголя. Однако Минздрав и Федеральная антимонопольная служба на такие послабления не пошли. Правда, ФАС предложил периодике увеличить площадь для рекламы с 40 до 45%. Ситуацию это, впрочем, не спасло и за прошлый год рынок российских СМИ сократился на 29% из-за того, что многих организаций ждала ликвидация компаний. И даже увеличение рекламных площадей не повысило доходы прессы.
Нулевая ставка НДС применяется во многих странах, например в Польше и во Франции. В других странах данная ставка намного ниже той, которая существует в России. Многие надеются, что если России так же ввела бы нулевую ставку для прессы, то это помогло бы СМИ выстоять в период кризиса, когда выручка падает, зато растут затраты на производство.
Однако участники рынка уверены, что подобная идея не встретит поддержки в правительстве. Ведь даже разрешение на увеличение рекламных полос — запоздалая мера, так как изданию иногда с трудом удается заполнить прежние 40%. Так откуда взять рекламы еще на 5?
Идея обнуления ставки была поднята 6 лет назад, но тогда не встретила поддержки. Так что многие не ожидают, что сейчас, в период кризиса, государство откажется от такого источника пополнения бюджета.