Ассоциация европейского бизнеса выступает против параллельного импорта, который заключается в том, что разрешается ввоз брендовых товаров альтернативами импортерами. Причем речь идет об импорте на территории ЕАЭС. Инвесторы считают, что все это может негативно повлиять на инвестклимат. Между тем ФАС полагает, что легализация параллельного импорта, наоборот, позволит стимулировать локализацию производств, а благодаря привлечению специализированных таможенных органов удастся улучшить качество продукции.
Предполагается, что право разрешать ввоз отдельного ряда товаров без согласия правообладателей будет давать межправсовет ЕАЭС. Решение об установлении таких изъятий было принято еще в 2016 году, а поправки были одобрены в апреле 2017 года.
Сейчас страны союза предлагают такой импорт лишь по ряду позиций, которые будут приоритетны для национальных экономик. Между тем, для Армении, например, принцип исчерпания прав применялся и до этого и касался почти что всех товаров.
Между тем, АЕБ считает, что эти меры необоснованны и негативно повлияют на инвестиционный климат стран. Так, например, они считают, что нет смысла вводить исключения для той отрасли, где злоупотребления наблюдаются лишь со стороны одной компании, даже если она имеет регистрацию фирмы. Тем более нет четких критерий, по которым бы проводились данные изъятия, так что все это может привести к злоупотреблениям. Так же параллельный импорт может сказаться и на потребителях, особенно если он затронет мед. оборудование, автокомпоненты и лекарства. Еще один негативный момент, который может дать о себе знать: сокращение рабочих мест в производстве, ведь многим компаниям придется уменьшить свои мощности, так как товар, который они производят, можно будет заменить тем импортом, который воспользовался предложенным принципом.
ФАС же уже не первый год настаивает на легализации параллельного импорта, считая, что такие принципы, наоборот, будут привлекательны для инвесторов. А создание специализированных таможенных органов позволит улучшить качество ввозимой продукции. Ведь случаи, когда оригинальные товары объявляли контрафактным, выглядят нелогичными и побуждает вопросы относительно модели ведения бизнеса.