Минпромторг и Минэкономразвития высказались против запрета продажи товаров по цене ниже закупочных. Такое часто случается во время проведения промоакций. И в данных действиях министерства не увидели демпинга. Наоборот, промоакции позволяют обеспечить добросовестную конкуренцию. Ведомства считают, что подобные вопросы участники рынка вполне могут решить и сами. Эксперты указывают, что сейчас по ценам ниже закупочных под «эгидой» промоакций продается почти половина товаров из категории молочной продукции, пива, бытовой химии, бакалеи.
Предложение о запрете продажи товара по ценам ниже закупочных было обозначено в письме Союза независимых сетей России. Данный союз объединяет 70 региональных сетей из 8 округов страны. СНСР предлагал внести дополнения в закон о торговле, который готовился ко второму чтению.
Авторы письма указывали, что в условиях кризиса многие участники рынка начали использовать демпинг в отношении некоторых товаров за счет кросс-субсидирования при реализации товаров другой группы. Региональные сети решили, что это демонстрирует недобросовестное отношение участников рынка к региональным розничным сетям. Такая политика способна убрать с рынка конкурентов, которые не в состоянии из-за более скромных масштабов бизнеса устраивать такие же промоакции. Авторы проекта считают, что следующим этапом после того, как конкуренты будут убраны, станет навязывание торговыми сетями своих условий для производителей. Именно этого и старается избежать Союз, тем более заниматься ликвидацией предприятия никто не хочет.
Минэкономразвития согласилось с тем, что необходимо усовершенствовать регулирование отдельных норм в законе о торговли. Однако вопрос о демпинге предлагается участникам рынка решать самостоятельно путем саморегулирования. Тем более такой подход в последнее время получает все большее распространение, особенно если речь идет об отношениях между торговыми сетями и поставщиками.
Кроме того нынешний закон не может запретить собственнику товара, торговой сети запретить делать с товаров то, что он считает нужным. Поэтому новые правки в виде ограничения прав собственника вряд ли будут приняты.
Считается, что демпинг имеет место быть, когда цены в одном месте ниже, чем цены в другом. Однако зачастую промоакции проводятся не только торговой сетью, но и с подачи поставщика. Тем более длятся такие акции лишь некоторое время. Это часто бывает, когда производителю надо избавиться от сезонного, устаревшего или неходового товара, чтобы прекратить платить за его транспортировку и хранение. В этом случае вполне понятно желание собственника избавиться от товара путем снижения цены. Выигрывают от этого все: и поставщики, и торговые сети, и потребитель.