Все еще решается вопрос с распространением «Платона» на 3,5-тонники. На данный момент Минтранс выясняет, насколько рационально вводить сбор за проезд по федеральным трассам для машин массой от 3,5 тонн.
Заняться проработкой данной проблемы поручено Высшей школе экономики ФКУ. Стоимость контракта — 10,8 млн рублей. ВШЭ выиграла конкурс и теперь полностью занялась этим вопросом.
Согласно европейской классификации, грузовики массой от 3,5 до 12 тонн относятся к подкатегории N2. Такие машины выпускают «Камаз», Renault, Mercedes-Benz, Iveco.
Небольшие грузовики используются для доставки грузов на небольшие расстоянии. Например, от места, где находится распределительный цех, до точки продаж.
Однако чиновники сейчас в сложной ситуации: им необходимо найти дополнительные источники пополнения бюджета. И вариантов для этого несколько: удвоить тарифы за «Платон», ввести лицензирование перевозчиков, повысить штрафы за неуплату сборов.
А между тем на компании, которые используют грузовики массой 3,5 тонн, приходится около 5 — 15% рынка. В случае, если будет введен сбор, то это сильно ударит по отрасли. В результате возрастет стоимость услуг по перевозке, а с падением спроса такие грузовики вообще уйдут с рынка и многие окажутся на грани ликвидации фирмы. На дальние перевозки пускать такие грузовики невыгодно. Так, стоимость доставки груза машиной массой 5 и 20 тонн отличаются всего лишь на 10 — 12%, между тем как затраты окажутся намного выше. Хотя если правительство пытается взять курс на укрепление рынка, тогда такой подход будет обоснованным. Если раньше кто-то использовал свой транспорт для доставки груза, то теперь придется прибегать к услугам коммерческих перевозчиков, которые будут формировать сборные грузы для снижения стоимости перевозки.
Высказывается мнение, что было бы логично вводить плату за километр для всех без исключения автомобилей. Тем более что система e-road pricing позволяет выполнить тонкую настройку и в этом случае тариф может зависеть от качества предоставленной дороги.