26.06.2017
Перейти к списку новостейВопросы субсидий для пассажирских компаний

Федеральная пассажирская компания, которая осуществляет перевозки на дальние расстоянии, может лишиться субсидий для общих вагонов и плацкартов. Федеральная антимонопольная служба предлагает обнулить эти платежи на 2017 — 2018 годы. Подобные действия могут быть губительны. Сейчас в финансовом плане ФПК учтено 9,7 млрд рублей вместо требуемых 12,6 млрд. Пока обсуждения по этому вопросу продолжаются, так как многие ведомства не согласны с таким подходом.

Предложение ФАС подразумевает, что пассажирская компания лишится субсидий, которые сейчас позволяют возместить недополученные доходы при перевозке пассажиров в общих и плацкартных вагонов. Таким образом служба планирует свести к нулю разницу между обоснованным с экономической точки зрения уровнем тарифа на перевозку и доходами от таких перевозок.

Перевозки в общих и плацкартных вагонах на дальние расстояние считаются социально значимыми и цены на них регулируются государством. Сейчас в случае, если объективная себестоимость ниже фактической цены перевозки, то разница компенсируется за счет бюджета. Каждый год в апреле появляются приказы, касающиеся данной проблемы. Вступают они в силу в конце месяца. Например, в апреле 2016 год, согласно приказу ФАС, превышение экономически обоснованного тарифа было утверждено на уровне 18,4% для плацкарта и 61,6% для общих вагонов. Пассажирская компания «Сахалин» получила приказ о превышении тарифа на 24,4% и 200,4%. В 2017 году прогнозный уровень экономически обоснованного тарифа установили на 18,3% выше цены билета в плацкарт и на 32,2% выше цены в общий вагон. Однако в самом приказе эта дельта и в 2018, и в 2017 году — нулевая.

В 2017 году были заложены субсидии в размере 9,7 млрд рублей. Хотя по тем данным, которые были поданы ФПК, выходило, что разница между прогнозными доходами и необходимой валовой выручки — в 12,6 млрд рублей. Однако даже эти цифры не оставили ФАС, которая сочла, что компании, имеющей регистрацию юридического лица, вообще субсидии не нужны.

Однако уже сейчас при обсуждении у ведомств есть противоречия.

Сейчас вместе с субсидиями ФНК получает и косвенную государственную поддержку в виде налоговых льгот. Так, НДС в 2016 году был уменьшен с 18% до 10%, а в 2017 году он вообще был обнулен. В результате доходы в 2017 году должны будут возрасти до 10,7 млрд рублей. Однако для того, чтобы иметь возможность закупить новый подвижный состав, потребуется не менее 15 млрд рублей.