Подготовленные ФАС поправки в закон о защите конкуренции коснутся интернет-ритейлеров и владельцев интеллектуальной собственности. И хотя мотивы для таких изменений были вполне достойные (уберечь национальный рынок от недобросовестных иностранных правообладателей), однако оказалось, что отечественные игроки тоже оказались под ударом.
Правки предлагается внести в Федеральный закон «О защите конкуренции» и в КоАп. Нормы прорабатывались для сетевых торговых площадок, которые используют ценовые алгоритмы. Кроме того проект коснется сферы интеллектуальной собственности, представленной крупными иностранными правообладателями.
Так, авторы проекта вводят такие понятия, как «Сетевой эффект» и "Ценовой алгоритм«.То, какое положение компания занимает на рынке, будет как раз определяться по сетевому эффекту. Здесь под внимание попадет та фора, которую получает ритейлер от числа пользователей их площадкой и использования их данных.
Если данный эффект будет признан ФАС слишком высоким, то игрока назовут монополистом, даже если доля его на рынке будет меньше 35%. То есть компания, владеющая большими объемами данных, вполне может со временем начать усиливать свое доминирующее положение.
Также сотрудники Антимонопольной службы будут отслеживать, как участники рынка используют «Ценовой алгоритм», то есть какие программы ими применяются для контроля и мониторинга цен, в том числе и при проведении торгов. Ведь часто такие роботы могут привести к злоупотреблению доминирующим положением на рынке и к административной ответственности. Так что наличие ценового алгоритма может стать отягчающим обстоятельством.
Все эти моменты должны установить на рынке интернет-услуг основы для добросовестной конкуренции. Введение новых терминов также необходимо, так как то, что сейчас существует, крайне сложно применить к интернету. Подобным образом уже работали над антипиратским законом, когда аналогичные нормы уже существовали, но применительно к интернет-площадкам решено было их вывести в отдельную статью.
Если же нынешняя статья будет принята, то увеличится нагрузка на интернет. И хотя ФАС предоставляет хороший инструмент для управления рынком, но все же для многих компаний, имеющих регистрацию юридического адреса, это риск.
Также поправки коснутся и интеллектуальной собственности. Как пример, можно взять площадку, которая продает не товар, а кинофильмы или музыкальные альбомы. Ведь в этом случае как раз речь пойдет об интеллектуальной собственности.
В законе есть норма, согласно которой правообладатели могут обратиться в ФАС за соответствующим одобрением при заключении, например, сделок. Но здесь есть риск для зарубежных фирм, если они не выполнят предписание ведомства. А между тем, ведомство может разрешить использование на территории РФ объектов интеллектуальной собственности, которая принадлежит иностранным лицам или организациям, без их согласия, либо обратиться в суд с предложением запрета оборота товара.
То есть получится, что если компания (возьмем, к примеру Apple) отправит в ФАС запрос на согласование сделки, получит определенные предписания, но откажется их выполнять, то российские органы власти могут разрешить свободно использовать в России те композиции, право на которые принадлежат Apple. Правда, вполне возможно, что по мере работы над проектом, там будут более конкретные обозначения.