Как увеличить уставной капитал ООО

Как увеличить уставной капитал ОООУвеличение уставного капитала ООО требуется в следующих случаях:


1. Недостаток оборотных средств;
2. Вход третьего лица в число участников ООО;
3. Требования закона. Например, при получении некоторых лицензий установлен определенный размер уставного капитала.

Законодательством определены условия, при которых уставной капитал может быть увеличен:


1. Полная оплата первоначального уставного капитала (даже если 1 год с момента регистрации не истек);
2. Увеличение не должно быть больше, чем разница между чистыми активами и уставным капиталом с резервным фондом.
3. Каждый финансовый год, начиная со второго, нужно сравнивать размер чистых активов и капитала, первые не должны быть меньше второго, иначе придется уменьшать размер всего уставного капитала.
4. Также часто нужно сравнивать размеры чистых активов с минимальной суммой уставного капитала, которая установлена законом, в противном случае общество должно быть ликвидировано.

Увеличение уставного капитала возможно тремя путями, за счет следующих средств:


— Имущество общества;
— Вклады участников;
— Вклады третьих лиц.

Рассмотрим каждый вариант отдельно.

1. Увеличение уставного капитала за счет имущества общества.

Решение подлежит принятию на общем собрании и оформляется протоколом, причем «за» должно проголосовать не меньше 23 членов общества (конечно, если другое количество не установлено уставом). Очень важно, что решиться на такой шаг можно только после анализа данных бухгалтерской отчетности за предыдущий год, в противном случае если не будут соблюдены нормы закона, можно создать себе множество неприятностей. Отметим, что в повестку дня должны быть включены и пункты, касающиеся размера нового капитала, источник его формирования, распределение долей и внесение изменений в устав.


После того, как решение принято, нужно регистрировать соответствующие изменения в налоговом органе, для чего необходимо предоставить:
— 2 заявления по определенным формам;
— сами изменения в устав (или новая редакция устава);
— протокол общего собрания;
— бухгалтерский баланс за год, который предшествует тому, в котором принято решение об увеличении;
— документ об оплате госпошлины.

Эти документы должны быть поданы в налоговый орган до истечения 1 месяца со дня оформления решения в надлежащем виде.

2. Увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников, пропорционально их долям.

Есть разница в оформлении такого решения, причем это зависит от того, все ли члены общества вносят дополнительные вклады или несколько (хотя бы один). Если все вносят вклады, то сначала на общем собрании составляется соответствующий протокол, сумма вклада не должна превышать части всего размера дополнительных вкладов, а также быть пропорциональна доле конкретного участника в уставном капитале. Финансовые вложения вносятся в течение 2 месяцев с даты оформления протокола.

Если не все участники собираются оформить вклад, то сначала пишется заявление, потом принимается решение на собрании членов общества, для внесения денег или другого имущества у человека есть уже не 2, а 6 месяцев с момента принятия решения.

В любом случае в регистрирующий орган предоставляются помимо общих документов, сведения о том, что дополнительные вклады внесены участником или участниками в полном объеме. Процедура регистрации стандартна и отличается небольшими нюансами.

3. Увеличение уставного капитала за счет вкладов участников и (или) третьих лиц.

Из-за того, что появляется новый участник, происходит перераспределение уставного капитала, определяются новые номинальные доли. Такое волеизъявление возможно на общем собрании и принимается решение единогласно. В целом же процедура сходна с рассмотренными выше: третье лицо пишет заявление, проводится общее собрание, по итогам которого оформляется протокол, оплата должна быть произведена в размере 100 процентов не позднее 6 месяцев с подписания протокола.

Регистрация в налоговой инспекции осуществляется в течение 1 месяца со дня полной оплаты, если этот срок не соблюден, то увеличения уставного капитала не происходит, а решение признается несостоявшимся, что влечет возврат доли третьему лицу, внесшему вклад.

В этой связи нужно отметить, что новые участники должны осуществлять финансовые вложения только после регистрации изменений в учредительные документы, чтобы при возникновении каких-то проблем иметь законное основание для возврата денег и имущества, чтобы его права не нарушались, а в случае необходимости можно было обратиться в суд с необходимыми документами.

В любом случае надо помнить, что все должно быть оформлено в установленном законом порядке, обычно, в обществе такую функцию выполняет юридический отдел, но если таковой отсутствует, то следует поручить данное задание только проверенной юридической конторе с безупречной репутацией.