Массовость

МассовостьСлово «массовость» вошло в употребление у сотрудников налоговых служб, юристов и банкиров. Искать определение этого понятия в законе не стоит, там его попросту нет. Однако массовыми могут быть практически все - директора, адреса, учредители и нотариусы.

Все началось после того, как со вступлением в силу закона о государственной регистрации юридических лиц, сильно упростился процесс регистрации фирм, и сведения в документах перестали проверять, чем и воспользовались производители «готовых» фирм. Тогда фирм регистрировалось не просто много, их регистрацию поставили на поток, она проходила в промышленных масштабах. В результате налоговая забила тревогу, оказавшись засыпанной сотнями «мертвых» компаний с долгами перед государством. Ответом стало создание 109 признаков фирм-однодневок. Долго говорить о них нет смысла, стоит сказать лишь, что, согласно этим признакам, любое общество с ограниченной ответственностью, или ООО, автоматически приравнивается к фирме-однодневке. Однако некоторые признаки хорошо прижились, и на них часто указывают, как на признаки массовости.

Это, естественно, наиболее очевидные признаки: предпринимателей, владеющих десятками компаний, или здания, в которых находятся тысячи организаций (не считая крупных бизнес-центров), представить себе сложно. Исключения, конечно, есть всегда, но это единичные случаи, в большинстве же случаев - это верный признак, помогающий выявить недобросовестную фирму.

Массовому директору откажут в приеме регистрационных документов на очередную фирму в лучшем случае. А в худшем - могут дать отказ по формальному основанию. А если он и получит регистрацию, то потом проблем с банками не оберется. Банки не хотят работать с такими клиентами, поэтому пристально следят за всеми операциями по счету, а при открытии счета долго тянут время.

Если в качестве адреса местонахождения компании указан массовый адрес, это приведет к таким же последствиям, к которым добавятся еще и постоянные требования налоговой сменить адрес. По сути, такие требования не отвечают законным основаниям, однако спорить с налоговой - не всегда приятное дело, потому как часто такие споры могут вылиться в серьезные убытки для компании.

Компании с признаками однодневки жить сложно, на нее отовсюду подозрительные взгляды, нормально работать не дают, но приходится. К несчастью, методы борьбы, применяемые налоговыми органами, обычно нацелены на массовое поражение. По принципу: накажем, если смогут - оправдаются. Вот предпринимателям и приходится постоянно оправдываться, ходя по госорганам.